+7 (727) 250-92-95
ЛОКДАУН = НОКДАУН?
Первыми жертвами пандемии COVID-19 пали туризм и гостиничный бизнес, затем торговля, а вслед за ними и логистика. Из-за карантина прекратились практически все авиационные и железнодорожные сообщения, как внешние, так и внутренние. Производство во всем мире резко сбавило обороты, что привело к снижению объемов автомобильных грузоперевозок и соответственно спроса на услуги автоперевозчиков. Хотя в условиях повсеместного локдаунаавтотранспорт оказался едва ли единственной транспортной артерией, питающей экономику стран, тем не менее, для отрасли в целом режим ЧП явился весьмасерьезным испытанием.Как введение карантина повлияло на деятельность автоперевозчиков Казахстана, какие проблемы им приходится решать в этой ситуации, и какая требуется поддержка со стороны государства – об этом и многом другом рассказывают руководители компаний, далеко не первый год осуществляющих международные автогрузовые перевозки.
Румянцев Константин Александрович, ТОО Euarasiacargotrans (Павлодарская область)
Введения режима ЧП и карантина качественно-негативно повлияло на деятельность нашей компании, хотя международные грузоперевозки не были приостановлены. Возникли сложности при прохождении границ и блокпостов, различного вида разрешения, спецрежимы и просто бюрократические препоны, проблемы с почтовыми отправлениями в связи с прекращением авиасообщений. Свои «коррективы» внесла также работа ЦОНов и банков по определённым ограничительным правилам. Так как наша фирма осуществляет грузоперевозки со странами Европы, то водитель вынужденно находится на двухнедельном карантине, а это незапланированные простои, что естественно негативно влияет на деятельность компании, вводя её в стагнацию, в незапланированные расходы перед персоналом, банками и т.д.
Резко снизился рынок предложения грузов, достаточно войти в популярную поисковую программу «DELLA» и будет всё понятно. Всё это в основном связано с прекращением работы многих фирм. Приходится вытягивать за счёт наработанных годами связей, обзванивая всех старых клиентов. Наша фирма, как и многие для обновления парка пользуется заёмными средствами. Сейчас мы вынуждены просить о временной отсрочке в погашении платежей. Тем не менее, из любого опыта даже негативного можно извлечь урок для дальнейшей положительной работы компании.
От правительства мы ждём решения по временному снижению налоговой нагрузки. Чтобы грузоперевозки всегда были в приоритете, льготно кредитовались и субсидировались различными фондами.
Репкин Сергей Иванович, ТОО Альзан Транс (г.Нур-Султан)
Упал объем перевозок на 75%, из-за сокращения производства в Европе уменьшился объем перевозимого груза, часто отправитель ставит в приоритет транспорт своей страны. В связи со снижением объема перевозок соответственно упал и доход. Можем потерять работников – людям нужно кормить семьи. Сложно искать новых партнеров, когда есть общий спад объема перевозок. Поэтому пока часть водителей находится в отпусках без содержания.Объем перевозок напрямую зависит от уровня производства. Пока не начнется его подъем – будет тяжело всем. Надеемся, что со снятием режима ЧП и постепенным ослаблением карантина начнет восстанавливаться общий объем производства и перевозок.
Копалов Владислав Камаргалиевич, ИП Копалов (г.Алматы)
Введение режима ЧП и карантина отразились на сфере международных грузоперевозок негативно. Из-за неординарности сложившейся ситуации, на первых порах столкнулись со сложностями на контрольно-пропускных пунктах. Но со временем данная ситуация стабилизировалась. Количество груза для перевозок значительно уменьшилось, фрахты стали ниже в сравнении с аналогичным периодом без режима ЧП. В связи с закрытием СТО и магазинов запчастей, обслуживание транспорта было затрудненно. Из-за закрытия границ сузился ассортимент запчастей. Cохранились расходы по следующим статьям: аренда автостоянок и офисных помещений. Несмотря на уменьшение доходов, предприятие своевременно оплачивает аренду и заработную плату сотрудникам на должном уровне.
На мой взгляд, правительство принимает все необходимые меры для того, чтобы отрасль грузоперевозок максимально эффективно функционировала в это сложное время. Однако государство может посодействовать в дальнейшем развитии и увеличению автопарков отечественных перевозчиков путем предоставления льгот на первичную регистрацию и утилизационный сбор автотранспорта, приобретаемого за рубежом. На сегодняшний день сумма утилизационного сбора за «кубовик» составляет 5 000 000 тг. Первичная регистрация автотранспорта старше 5 лет – 8 000 000 тг. Уменьшение данных выплат позволит перевозчикам увеличить свои автопарки и улучшить качество предоставляемых услуг. Вследствие чего доходы предприятий и налоговые отчисления в разы возрастут.
Исаков Алексей Владимирович, ТОО Навис (Алматы)
Введение режима ЧП и карантина негативно повлияло на деятельность компании, привело к снижению доходов, сделало невозможным реализацию многих проектов, запланированных на этот год. В связи со значительным падением объёма транзитных перевозок из Китая значительно снизилось количество соответствующих рейсов, из-за карантина многие фермеры южного Казахстана не смогли отправить овощи в Россию и другие страны. Также был введён мораторий на вывоз из Казахстана лука, картофеля, семян подсолнечника, подсолнечного масла, гречневой крупы и других продуктов, что тоже сократило количество перевозок. На другую сельскохозяйственную продукцию ввели квоты на вывоз из Казахстана. Из-за общего падения спроса на перевозки понизилась стоимость фрахта на внутриказахстанских перевозках. У одних водителей закончились шенгенские визы, вышел срок действия паспортов, другие встали из-за окончания срока действия разрешительных документов, из-за невозможности исправить поломки.В связи с закрытием СТО и магазинов запасных частей возникли задержки машин в пути в связи с прохождением блокпостов, трудности с обслуживанием и ремонтом техники. В связи с приостановлением деятельности посольств и консульских учрежденийневозможно: поставить на учёт и снять с учёта грузовую технику,
продлить или открыть новые визы для водителей,
получить паспорта, удостоверения личности и другие документы в случае окончания срока их действия,
сделать поверку тахографов и технический осмотр автомобилей,
получить в Департаменте государственных доходов по г. Алматы справки о наличии резидентства в бумажном виде, которую требуют у нас наши контрагенты-нерезиденты.
Из-за отсутствия авиасообщения невозможно передать какие-либо документы водителям по Казахстану командирской почтой, большие трудности возникли с отправкой и получением документов почтой, что очень актуально при международных перевозках.И ещё очень много других проблем.
Помимо безусловных финансовых потерь идёт потеря места на рынке, так как мы не смогли получить для многих водителей шенгенские визы, даже при наличии необходимых приглашений. У многих наших клиентов возникли проблемы с реализацией продукции, которую мы перевозим для них из-за падения потребительского спроса, обусловленного потерей населением денег ввиду карантина. Это привело к отмене ряда рейсов.
Очень сложно минимизировать проблемы, возникшие в связи с пандемией коронавируса. Мы воспользуемся возможностью не платить 6 месяцев часть налогов в соответствии с Постановлением правительства Республики Казахстан № 224 от 20 апреля 2020 года. Главной задачей в период режима ЧП и карантина считаю не допустить заражения работников COVID-19. Из-за того, что многие водители проживают в Алматинской области, нам пришлось обеспечить им возможность нахождения в Алматы, так как они не могли покинуть границы города и попасть к себе домой. Часть работников перешла на дистанционный режим работы. Те, кто ездил на работу, доставлялись и доставляются сейчас служебной машиной с соблюдением всех мер безопасности, либо приезжают на работу на личных автомашинах, которые внесены в разрешённый список Оперативным штабом по г. Алматы. Все работники были обеспечены защитными медицинскими масками, одноразовыми перчатками и антисептиками.
Нужно как можно скорее выйти из режима ЧП и карантина при оставлении разумных санитарно-эпидемиологических мер контроля.На деле реализовать меры по поддержке малого и среднего бизнеса.Необходимо усилить компетентными работниками и увеличить штат подразделения автомобильного транспорта в Комитете транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан для решения проблем отрасли и повышения эффективности работы этого подразделения. Данная государственная структура должна добиться повышения доли казахстанских перевозчиков в международных перевозках хотя бы до 60-70 %, навести порядок в распределении иностранных разрешений, добиться их 100 % использования казахстанскими перевозчиками, убрать утилизационный сбор либо сделать его минимальным для стимулирования обновления парка подвижного состава, убрать сбор за первичную регистрацию автотранспортных средств для тех же целей, понизить стоимость ГСМ в связи с понижением мировых цен на углеводороды.
И так далее.